27 января 2022 года в государственном учреждении образования «Гимназия-колледж искусств имени И.О.Ахремчика» в рамках реализации проекта «ШАГ» - Школа Активного Гражданина» прошла встреча-диалог учащихся 8 «Б» класса с почетным гостем, настоятелем храма Всех Святых в Минске, протоиереем Федором Повным   на тему «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

Мы привыкли слушать его воскресные проповеди по утрам на телеканале "Беларусь 1". Благодаря этому человеку в Минске был построен Дом милосердия - первый крупный многофункциональный социальный объект Православной Церкви на территории Беларуси, где пожилые люди, инвалиды и дети-сироты вот уже больше десяти лет проходят медицинскую и духовную реабилитацию.

Федор Петрович Повный родился 20 июня 1959 года в деревне Селец Брагинского района Гомельской области. Светское образование получил в 1981 году, окончив Белорусский государственный театрально-художественный институт по специальности «художник интерьера». С 1983 года начал обучение как священнослужитель. Окончил Московские духовную семинарию и Академию. С 1994 года – настоятель Прихода в честь всех святых в Минске, с 2003 – председатель Приходского совета.

Федору Повному принадлежит идея создания и авторство архитектурной концепции двух крупных проектов Белорусской православной церкви: храма-памятника в честь Всех Святых и Дома Милосердия. Используя свои знания и навыки в художественном проектировании, он принял личное участие в создании эскизов, в каждом этапе возведения объектов, их оснащении и запуске.

Предназначение храма – хранить память о подвиге защитников Беларуси, участников военных действиях за ее пределами, а также жертв войн и исторических катаклизмов. Согласно идейной концепции, храм служит сохранению исторической памяти народа, защите подлинности истории, воспитанию истинного патриотизма, духовного и культурного развития народа, восстановлению духовных и культурных связей с Россией. На его базе проводятся встречи и приемы международных делегаций.

Дом Милосердия, совместный проект белорусского государства и церкви в реализации разносторонних социальных программ, посещают видные религиозные и общественные деятели, представители культуры и искусства из России и других стран.

Архитектурный комплекс также включает в себя храм в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный в традиции древнерусского деревянного зодчества без единого гвоздя. Символика Святой Троицы указывает на духовное единение трех братских народов, связанных узами крещения.

Под руководством протоиерея Федора Повного прошли многочисленные международные мероприятия: празднование 1020-летия и 1025-летия крещения Руси; прием Святейшего Патриарха Алексия II, по благословению которого возводился храмовый комплекс, и Святейшего Патриарха Кирилла; организация поклонения кресту Андрея Первозванного, приезд которого инициирован российским Фондом Андрея Первозванного; передача части обшивки подводной лодки «Курск» для хранения в крипте храма-памятника; проведение IV Международного православно-католического форума; Международная конференция по проблемам укрепления семьи и противодействию насилию в семье «Мир дому»; «Литературная гостиная» – цикл бесед с выдающимися литераторами, в том числе из России, а также экскурсионная деятельность для паломников из разных стран.

Протоиерей рассказал учащимся о том, что конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями.

Для белорусского общества характерны веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве. На поддержание мирного сосуществования религиозных общностей направлены и политика государства, и деятельность самих религиозных организаций.

Законодательство страны обеспечивает и гарантирует права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.

В Беларуси действуют 3 563 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации, 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3 389 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские, общины других религиозных направлений).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 15 епархий, 1 709 общин, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, одну миссию.

В составе Римско-католической церкви в Беларуси 4 епархии, 498 общин, 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организации представлены 1 038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 религиозных направлений. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (524 общины), евангельских христиан баптистов (281 община), адвентистов седьмого дня (73 общины).

В трех иудейских религиозных объединениях насчитываются 53 религиозные общины, они располагают 9 культовыми зданиями, одним духовным учебным заведением.

В Беларуси действуют 24 мусульманские религиозные общины, которые располагают 9 культовыми зданиями, в том числе Соборной мечетью в Минске. Ее официальное открытие состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президента Турции Р.Т. Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на развитие межконфессионального диалога, сохранение традиций толерантности, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов.

Храм-памятник – уникальный образец отношения к памяти Отечества, своеобразный научно-методический центр комплексной музейной практики. Открылась уникальная тематическая экспозиция «Музей памяти». Она рассказывает о потерях в ходе событий военной истории Беларуси, показывает их хронологию. Благодаря современному художественному решению у зрителей включается эмоциональное восприятие. В музейный оборот введены сотни исторических раритетов. Впечатляют виртуозно исполненные диорамы-миниатюры на исторические сюжеты с батальными сценами разных эпох, новейшие технологические решения, на которые непременно стоит обратить внимание. Сердцем музея станет электронная база данных погибших на белорусской земле солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, призванных с территории нашей страны, погибших в разные исторические периоды, начиная с Отечественной войны 1812 года и до афганского военного конфликта 1979-1989 годов. В банк данных «Книга памяти» Республики Беларусь на конец 2019 года включены 834 619 имен уроженцев Беларуси, погибших и пропавших без вести в годы войн, а также данные о 433 485 воинских захоронениях и захоронениях жертв войн различных исторических периодов. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (причём Минск, Гомель, Витебск были разрушены на 80-90 %) и 9 200 деревень.

Настоятель Всехсвятского храма протоиерей Федор Повный отметил: «Храм-памятник не только украшает Минск, но и он являет пример мужества и стойкости предков, воспитывает культуру памяти следующих поколений. Здесь каждый может помолиться своему небесному покровителю и поблагодарить его за заступничество. Выстоит тот народ, который чтит память своих героев, помнит род свой и почитает Бога. Эта ключевая идея концепции храма-памятника, консолидация усилий Белорусской православной церкви и государства в достижении мира в стране и единства общества. Проявляем почтение к воинским захоронениям, незаживающим ранам нашей земли».

 

 

20 января 2022 года в государственном учреждении образования «Гимназия-колледж искусств имени И.О.Ахремчика» в рамках реализации проекта «ШАГ» - Школа Активного Гражданина» Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Мельников Г.О. и воспитатель 9 «А» класса Сержан С.Р. организовали занятие с учащимися «Политика геноцида, грабежа и насилия».

Учащиеся-ведущие просветили класс о политике геноцида нацисткой Германии во времена Великой Отечественной войне.

Оккупанты на захваченной территории:

  1. Ввели ограничение гражданских свобод местного населения:
  • было объявлено чрезвычайное положение;
  • все население подлежало обязательному учету;
  • запрещалась деятельность всех организаций, проведение митингов и собраний;
  • введен пропускной режим, действовал комендантский час.
  1. Совершали массовые убийства коммунистов, комсомольцев, активистов советской власти, представителей интеллигенции; с особой жестокостью уничтожались евреи, цыгане, физически и психически больные.
  2. Создали систему тюрем и концентрационных лагерей.

Айнзацгруппы – особые оперативные группы, которые подразделялись на специальные и оперативные команды. Занимались массовым уничтожением людей. Перед ними ставились задачи «усмирения» захваченных территорий, выявления и уничтожения политически опасных лиц.

Сегодня 9 «А» познакомился с термином Концентрационные лагеря – места массового заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и другим признакам.

Создавались в Германии после прихода к власти в 1933 г. нацистов и на оккупированных территориях.

Наиболее крупные – Освенцим, Майданек, Треблинка, Тростенец, Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен.

В Беларуси действовало более 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений.

Пленных содержали в неприспособленных для жизни помещениях, часто под открытым небом. Рацион питания был скудным. Из 3,4 млн. солдат и офицеров Красной Армии, попавших в немецкий плен в 1941 г., до января 1942 г. дожили только 1,4 млн. человек. Остальные были уничтожены или стали жертвами эпидемий, голода и холода. Самым крупным не только в Беларуси, но и на всей захваченной советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, где погибло более 206,5 тыс. человек.

«Холокост» – уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы. В результате проведенных карательных акций за время войны в Беларуси было уничтожено более 600 тыс. евреев.

В большинстве крупных городов и районных центров выделялись специальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населения – гетто.

В Беларуси было создано свыше 110 гетто. Наиболее крупные – в Минске, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Бресте, Пинске, Слониме, Гомеле.

Территория гетто, как правило, огораживалась колючей проволокой, охранялась войсками и полицией.

Так, в Минском гетто содержалось свыше 80 тыс. евреев, в том числе более 20-25 тыс. из Германии, Австрии, Чехии, Польши, Литвы и др.

Кроме мест массового уничтожения, где тысячами гибли военнопленные, евреи, подпольщики и партизаны, были еще и регулярные расстрелы за малейшее нарушение порядка, массовые акции устрашения, когда в ответ на убийство немецкого офицера тысячами убивались все, кто просто попадал под руку.

В целях борьбы с антигерманским сопротивлением, подавления коммунистической идеологии и устрашения населения широко использовались карательные экспедиции.

Первая – «Припятские болота» – состоялась в июле-августе 1941 года на территории Брестской, Минской, Пинской и Полесской областей.

Во время этой операции фашисты расстреляли 13 788 человек, сожгли много деревень.

Многие населенные пункты уничтожались по нескольку раз.

В Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 – трижды, в Минской – 92 населенных пункта дважды, 40 – трижды, 16 – четыре и более раз.

Уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

Генеральная прокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.

Чтобы привлечь местных жителей на свою сторону, захватчики и лидеры белорусского коллаборационизма делали некоторые шаги по устройству социальной и культурно-общественной жизни.

  1. За лояльное отношение к оккупационным властям местному населению: обещались выплаты материальной помощи, небольших пенсий.
  2. Организовывались школы, детские сады, учреждения культуры и церкви.
  3. Издавалось и распространялось большое количество газет, журналов и листовок.
  4. Широко пропагандировалась освободительная миссия вермахта, его желание возродить белорусскую национальную культуру.
  5. Навязывались новые праздники, такие как день рождения фюрера, годовщины нападения Германии на СССР.

Делалось это с целью усиления идеологического влияния под жестким контролем оккупантов.

Весь комплекс культурно-массовой, агитационно-пропагандистской и религиозной деятельности был направлен на укрепление оккупационного режима и носил открыто антисоветский характер. Целью его было содействие реализации военно-экономических планов нацистской Германии.