Порядок действий при захвате (блокировании) людей

1. В самом начале развития ситуации следует предпринять все возможные меры для того, чтобы сократить число захваченных людей, но при этом Без риска для жизни (вывести не захваченный персонал и учащихся из здания УО (организовать проверку учащихся, учителей и персонала, передачу детей родителям); прятаться от преступников, сообщать о ситуации товарищам, запираться в кабинетах, не перемещаться без необходимости, не выдавать себя разговорами, использовать все возможности для побега через подсобные помещения, окна, запасные двери).

2. Необходимо нажать кнопку ручной системы тревожной сигнализации (при наличии).

3. Сообщить о случившемся в оперативную дежурную службу подразделения охраны по тел.________ и специализированные службы, или по телефону 102 или 112.

4. Не допускать в зону, контролируемую преступниками, других сотрудников УО и учащихся, проезд автотранспорта.

5. По возможности, уточнить местонахождение преступников и заложников.

6. Организовать наблюдение за зданием УО с целью не допустить проникновения в него посторонних.

7. После завершения захвата людей и организации их охраны преступниками, при необходимости, разумно выполнять их требования. Способствовать соблюдением среди заложников управляемой спокойной ситуации, не вызывающей раздражения и опасения у преступников.

8. Организовать встречу следственно-оперативной группы OBД, сообщить все сведения, которыми вы обладаете о преступниках и захваченных ими людях.

9. Передать следственно-оперативной группе ОВД план расположения помещений УО.

10. Непосредственно с преступниками работает только специально созданный штат из числа специалистов спецслужб.

11. При возникновении ситуации угрозы жизни людей при штурме преступников лечь на пол лицом вниз.

Рекомендации поведения при захвате заложников

1. Надо сразу забыть весь «геройский опыт», приобретённый после просмотра приключенческих кинофильмов.

2. Необходимо нажать кнопку ручной системы тревожной сигнализации (при её наличии).

3. Постараться понять, чего хотят преступники, определить для себя, кто из них наиболее опасен (нервный, решительный, агрессивный).

4. Нужно выполнять все указания главаря и не смотреть ему в глаза: это может быть расценено как сигнал к агрессии.

5. Не стоит апеллировать к совести преступников. Это почти всегда бесполезно. Они стремятся выполнять задуманное и, чтобы перекричать голос совести, могут пойти на жёсткие и неадекватные действия.

6. Если кто-то ранен и ему требуется помощь, а вы можете её оказать, попросите подойти старшего из преступников и обратитесь к нему примерно со следующими словами: «Вы можете сберечь одну жизнь. Это когда-нибудь вам зачтется. Я могу оказать помощь человеку и всегда замолвлю за вас словом. Будьте благоразумны! Позвольте мне помочь несчастному, иначе мы его потеряем». При этом говорите спокойно и ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения. Не настаивайте на своем.

7. Не повышайте голоса и не жестикулируйте, даже если у вас возникло желание предупредить о чем-то своих знакомых или родственников, находящихся рядом.

8. Старайтесь избежать контактов с преступниками, если они требуют от вас «соучастия» в тех или иных действиях. Например, связать кого-то, подвергнуть пытке и т. д. Никто и ничто не мешает вам в этом случае «потерять» сознание, продемонстрировать свой испуг и бессилие, сослаться на слабость. Все остальные требования террористов надо выполнять неукоснительно и точно.

9. Никого не торопите и не подталкивайте к необдуманным действиям. Ведите себя послушно, спокойно и миролюбиво. Это самое главное условие при подобных обстоятельствах.

10. Если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не проверяйте этого. Ошибка может стоить вам жизни.

11. Если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение. Вас могут принять за преступника, и вы невольно окажетесь мишенью для группы захвата.

12. Старайтесь запоминать всё, что видите и слышите: имена, клички, особенности поведения террористов, их внешний вид. Ваши показания будут очень важны для следствия.