Адаптация обучающихся 10 классов


 

Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

Адаптированный обучающийся – это обучающийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах гимназии это, в первую очередь, адаптационный период для второклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы обучающихся в 10 класс. Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.

Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями. Обеспечение плавного и мягкого перехода обучающихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи:

  1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
  2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
  3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
  4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

 

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

 

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

  1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
  2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
  3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
  4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

 

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

1) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь обучающемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

2) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

 Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

 

«Рекомендации классному руководителю

по успешной адаптации обучающихся 10 класса»

  • контролировать успеваемость и посещаемость;
  • способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
  • обращать внимание на структуру мотивов обучения;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;
  • способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка;
  • оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль. «Рекомендации педагогам-предметникам по успешной адаптации обучающихся 10 класса»
  • важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;
  • необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
  • правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;
  • видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
  • не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего. «Рекомендации родителям по успешной адаптации обучающихся 10 класса»
  • относиться к детям соответственно их возрасту;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
  • оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
  • сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.

 

Рекомендации педагогам и родителям

по оказанию помощи обучающихся 10 классов.

Основные потребности подростков:

  1. Самоутверждение среди сверстников
  2. Самореализация в общении
  3. Развитие независимости и самостоятельности
  4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений
  5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование
  6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

 

Основные проблемы подростков:

  1. Сложности в дружеских отношениях и любви
  2. Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.)
  3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением)
  4. Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма)
  5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться)
  6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии)
  7. Проведение досуга.

 

Оказание помощи подростку:

  1. Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими;
  2. Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними;
  3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций;
  4. Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем;
  5. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка;
  6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

 

Интересные психологические тесты в картинках за 5 минут