ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся II -IV классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведения

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    2-е классы

     

     

     

    1.1

    Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

    Сентябрь

    Семинар- практикум / вебинар / беседа

    Воспитатель

    1.2

    Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. 

    Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

    Декабрь

    Круглый стол/ семинар- практикум

    Воспитатель

    1.3

    Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

     

    Февраль

    Лекция / семинар- практикум /психологический тренинг

     

    Педагог психолог, педагог социальный

    1.4

    Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии

    работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

    Май

    Круглый стол/ форум/ дискуссия/

     

    Воспитатель

    2

    3-е классы

     

     

     

    2.1

    Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка.  Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

    Сентябрь

    Семинар-практикум / вебинар / беседа

     

    Воспитатель

    2.2

    Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.  Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

    Декабрь

    лекция/ семинар-практикум / мастер-класс

    Педагог-психолог

    2.3

    Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и

    навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

    Январь

    Беседа / дискуссия/ практикум

    Педагог социальный, медицинский

    работник

     

     

    2.4

    Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

    Апрель

    Семинар-практикум /психологический тренинг

    Педагог психолог, педагог социальный

    3

    4-е классы

     

     

     

    3.1

    Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины

    учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

    Сентябрь

    Лекция / вебинар

    Педагог-психолог, медицинский работник 

     

     

    3.2

    Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

    Декабрь

    Круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

    Воспитатель, педагог социальный

    3.3

    Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.  Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

    Февраль

    Конференция / круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

    Педагог-психолог, воспитатель

    3.4

    Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире 

    Май

    Круглый стол / дискуссия/ форум/ вебинар

    воспитатель


    II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведения

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    5-е классы

     

     

     

    1.1

    Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе 

    Сентябрь

    Семинар- практикум / вебинар / беседа

    Воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник 

     

    1.2

    Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками 

    Ноябрь

    Круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

     

    Воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный

    1.3

    Тема 3. Ваш ребенок вырос.

    Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

     

    Февраль

    Лекция / беседа/ вебинар

     

    Педагог- психолог, педагог социальный,  медицинский работник

     

    1.4

    Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

    Май

    Круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

     

    Воспитатель, педагог социальный

    2

    6-е классы

     

     

     

    2.1

    Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

    Сентябрь

    Лекция / беседа/ вебинар

     

    Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель

     

     

    2.2

    Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.  Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

    Декабрь

    Семинар-практикум / вебинар/ психологический тренинг

    Воспитатель, педагог-психолог

    2.3

    Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила

    медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

    Март

    Круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар практикум / мастеркласс

     

    Воспитатель, педагог-психолог

    2.4

    Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

    Май

    Конференция / семинар-практикум / вебинар

     

    Педагог социальный, медицинский

    работник

     

     

    3

    7-е классы

     

     

     

    3.1

    Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.  Возрастные особенности 13-14летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

    Сентябрь

    Лекция / беседа/ вебинар

     

    Педагог-психолог, медицинский работник

    3.2

    Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.  Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

    Ноябрь

    Круглый стол/ беседа/ вебинар

     

     

    Педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

     

    3.3

    Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.  Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

    Февраль

    Конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг

     

    педагог социальный, педагог-психолог

    3.4

    Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

    Апрель

    Беседа/ семинар-практикум /психологический тренинг

     

    Воспитатель, педагог-психолог

    4

    8-е классы

     

     

     

    4.1

    Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода.

    Постановка целей и их достижение.  Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

    Октябрь

    Лекция / беседа/ вебинар

     

     

    Педагог-психолог, педагог социальный

    4.2

    Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

     

    Декабрь

    Конференция/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг

     

    Педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

    4.3

    Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

    Март

    Беседа/ семинар-практикум / вебинар

     

    Педагог-психолог, педагог социальный

    4.4

    Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор.

    Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.  Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

    Май

    Круглый стол/ конференция/ семинар-практикум

    /психологический тренинг

    Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель

     

    5

    9-е классы

     

     

     

    5.1

    Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

    Сентябрь

    Лекция / конференция/ вебинар

     

    Педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник

    5.2

    Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия.  Формы агрессивного поведения подростков. Причины

    агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

    Ноябрь

    Беседа / семинар-практикум / вебинар

     

    Педагог-психолог, педагог социальный

     

     

     

    5.3

    Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек 

    Февраль

    Лекци я/ беседа/ семинар-практикум

     

    Педагог-психолог, воспитатель, педагог социальный

    5.4

    Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

    Апрель

    Конференция / форум/ семинар-практикум / вебинар

     

    Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель

     

     

     

    III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

    Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

    Сроки проведения

    Форма проведения

    Ответственные

    1

    10-е классы

     

     

     

    1.1

    Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания.

    Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

    Сентябрь

    Лекция / беседа/ семинар-практикум/ вебинар

    Педагог социальный, медицинский работник

     

     

     

    1.2

    Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку

    Ноябрь

    Круглый  стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс 

     

    Педагог-психолог, медицинский работник

    1.3

    Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.  Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.  Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.  Рискованное поведение молодежи. Незапланированная

    беременность и аборт. Профилактика ЗППП.  Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

    Февраль

    Беседа / круглый стол/ вебинар

     

    Педагог-психолог, педагог социальный

     

     

    1.4

    Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

    Апрель

    Круглый  стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

     

    Воспитатель, педагог-психолог

    2

    11-е классы

     

     

     

    2.1

    Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в

    процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

    Октябрь

    Семинар-практикум / форум/ вебинар

     

    Педагог-психолог, воспитатель

     

     

    2.2

    Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.  Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

    Декабрь

    Конференция / беседа/ практикум

     

    Педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

    2.3

    Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в

    брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

    Март

    Круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

     

    Педагог социальный, воспитатель

     

     

    2.4

    Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).  Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей

    выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

    Май

    Семинар-практикум / мастер-класс/ психологический тренинг

     

    Воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник